Этап такой то

Религия и питание. Китай

Пищевое поведение
Теги: пищевое поведение психология личности
  В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек, и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи, национальностью, но и вероисповеданием.
Религия в современном обществе объективно представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов. 
Первым и центральным вопросом любой религии является вопрос веры.

Религия представляет собой сложившуюся систему, существующую на основе теории (религиозного вероучения – в русском языке этому слову соответствует понятие «богословие») и практической деятельности.

Существование религии невозможно без практики, основным и обязательным элементом которой является культ (от латинского – уход, почитание).

Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа присутствуют во всех религиях.

Это пищевые запреты и ограничения (посты), обычаи, традиции и другие предписания.

Культура и традиции народов, связанные с питанием и национальной кухней, существенно зависят от религиозных верований.

религия и питание



Еще И.М. Мечников в 1915 году писал, что многие народы сохранили кулинарные обычаи, предписанные правилами религии.

Религия влияла на жизнь верующих и изменяла традиции питания отдельных народов.

Это влияние можно проследить по истории питания восточных славян до Крещения Руси и после него.

Православные посты привели к появлению множества блюд из растительных продуктов
и рыбы.

Параллельно была вытеснена конина.

Верующим человеком религиозные предписания не обсуждаются, чего бы они ни касались.

Пищевые предписания в своей основе имели и чисто экономическую основу необходимость бережного расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых элементарных гигиенических правил имело жизненное значение.

Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой различных запретов.

Впоследствии, по мере развития общества, эти культы приобретали религиозную окраску.

В итоге постам церковью было придано, по существу, новое содержание – не только и не столько физическое, но, прежде всего нравственное очищение.

Существует множество религий – от совсем малочисленных до национально-государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно-национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число приверженцев во всем мире.

Мировыми религиями считаются буддизм, христианство и ислам: 1833 млн христиан; 971 млн мусульман; 732,8 млн индуистов; 314,9 млн буддистов.

Эти данные нельзя считать очень точными, т.к. в некоторых странах проводить опрос считается неэтичным.

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи.

На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения.

Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое.

В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т.е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов.

Таким образом определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи.

Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, – это технология приготовления пищи, способ ее обработки.

Определяющим было использование огня, т.е. устройство очага.

Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе.

Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно.

Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья.

В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки.

В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке).

Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости от климатических и географических особенностей: южные народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду.

У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день.

У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные.

Степень влияния религий на особенности национального питания у разных народов различна.

Чаще всего церковные предписания и запреты органично вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций.

Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом.

Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным.

Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты – строгие вегетарианцы.

В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности.

Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания.

В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики.

На равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство.

Если буддизм является одной из мировых религий, то две последние преимущественно распространены в Китае.

Жители Японии также исповедуют одновременно буддизм и синтоизм (национальная японская религия).

Аналогичное положение существует во многих странах мира.

Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет.

Христиане давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане – на суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже индуизм не однороден.

Также можно наблюдать сочетание религиозного и национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии.

Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и неповторимости народов и особенностей их питания.

Зороастризм относят к древним религиям.

Примерно с 1500 по 1200 гг. до н.э. жил наделенный даром предвидения пророк Зороастр (3аратуштра, или Заратустра), основатель этой религии.

И в настоящее время 130-150 тыс. человек в Иране, Пакистане, Индии и в некоторых других странах считают себя приверженцами зороастризма.

Уже тогда вопросам питания уделялось большое внимание: религией предписывалось не употреблять в пищу мясо, предварительно не удалив из него кровь.

Регламентировалось праздничное меню – при встрече Нового года (Ноуруза) на праздничном столе обязательно должны находиться семь блюд (составляющих так называемую лорку) из миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов.

Основателем даосизма
считают мудреца Лао-цзы, хотя о нем самом почти ничего достоверно неизвестно.

Учение возникло в VI-V веках до н.э. в Китае, и до настоящего времени многие китайцы исповедуют даосизм, хотя нет точных данных, сколько в современном Китае проживает последователей этой религии в настоящее время.

Даосизм не относится к мировым религиям и распространен только в Китае.

Современной китайской медициной используются принципы даосской диеты с лечебной и профилактической целями, а также для оздоровления организма.

Важнейшее место в этом занимает пост (чжай).

Отличительной особенностью поста даосизма является отсутствие единых, строго расписанных правил.

Пост
– это система самых различных предписаний и ограничений, касающихся не только пищи; это строгое соблюдение ритуалов, сдерживание эмоций и страстей («ограничения сердца») и воздержание от многих мыслей, желаний, слов, действий.

Чрезвычайно своеобразным является метод «девяти форм пищевого поста».

В целом метод представляет собой путь совершенствования даоса (исповедующего даосизм), состоящий из 9 этапов.

Общее правило питания, относящееся к его количеству, – непереедание, ненасыщение до
конца, следование «золотой середине».

Конфуцианство также является одной из религий Китая.

Конфуций (в китайском произношении звучит как Кунцзы, или Кунфуцзы, – мудрец Кун), основатель религии, жил с 551 по 479 гг. до н.э., т.е. приблизительно 25 веков тому назад.

Учение Конфуция многогранно, оно представляет собой совокупность духовных и социальных норм, которые передаются из поколения в поколение вот уже почти 2,5 тыс. лет.

Кроме Китая, конфуцианство исповедуется также в Японии, Корее, Вьетнаме, Сингапуре (хотя и не имеет там столь же широкого распространения).

До 1913 года учение Конфуция в Китае оставалось официальной идеологией.

Конфуций во всем проповедовал принцип умеренности, «золотой середины» и сам на практике придерживался этих принципов.

Будда в переводе с санскрита означает «Просветленный», «Пробужденный».

В настоящее время большинство приверженцев буддизма проживает в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде и Лаосе.

Будда жил с 624 по 544 гг. до н.э.

Кухня Китая, с конфессиональной точки зрения, представляет собой синтез предписаний даосизма, конфуцианства и буддизма.

С одной стороны, согласно известной китайской пословице «Для жизни необходимо семь предметов: дрова, рис, масло, соль, соя, уксус и чай», кухня китайцев проста, с другой – для приготовления блюд китайцы используют самые разнообразные, в том числе и экзотические, продукты.

Наряду с крупами, овощами, мясом, рыбой, птицей китайские повара готовят блюда из морских беспозвоночных животных, водорослей, побегов бамбука.

А вот молоко и молочные продукты в Китае традиционно не употребляются.

Главным продуктом питания является рис; без него не обходится практически ни одна трапеза.

Рисовая каша готовится повсеместно и самыми различными способами, по существу заменяя хлеб.

Основных видов рисовой каши две: сухая рассыпчатая и очень жидкая, составляющая основу китайского завтрака.

Также популярны каши из кукурузы и проса.

Основным источником белка служат бобовые и продукты из них; распространены соевое масло, соевое молоко, соевый творог (его существуют сотни рецептов), соусы и паста из соевых бобов.

Популярны в Китае мучные изделия – лапша, лепешки разных видов, так называемые пампушки – паровые хлебцы, пельмени, печенье.

Овощи играют большую роль в китайской кухне: капуста, картофель, лук, чеснок, помидоры, перец, шпинат, множество сортов редьки, зеленые стручки фасоли.

Среди овощей наиболее популярна капуста.

Молодые ростки бамбука едят вареными.

Мясо не является самым популярным в Китае продуктом питания; большинство мясных блюд готовится из свинины, в то время как говядина и баранина пользуются меньшим
спросом.

Более широко китайская кулинария использует домашнюю птицу, прежде всего уток и кур, их яйца, а также рыбу и различные морепродукты – крабов, креветок, различных моллюсков – кальмаров, осьминогов, каракатиц, трепангов.

Наиболее распространенный напиток в Китае – чай, который пьют повсеместно.
Автор:  - -
Показать все статьи


Похожие Статьи

Мастер&повар - кулинарная школа




Вход


Вспомнить пароль Регистрация
x Поделится Email Распечатать