Этап такой то

Качество продукции общественного питания

Введение в кулинарию
Теги: обработка мяса
  Качество продукции относится к числу важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий питания.

Качество производимой продукции
 — лучший аттестат деятельности каждого предприятия, по которому можно судить об организации и культуре производства, квалификации кадров, технической оснащенности и менеджерской деятельности руководства предприятия.

Качество продукции формируется на стадии ее разработки (проектирования), которая завершается созданием технологической документации (технических условий и технологических инструкций, технико-технологических карт, технологических карт и др. документации), обеспечивается на стадии производства и поддерживается на стадии хранения, транспортирования и реализации ее потребителю при неукоснительном соблюдении требований, заложенных в нормативной, технической и технологической документации.

салат приготовление

Ассортимент продукции общественного питания широк и разнообразен и включает, как было сказано выше, кулинарные полуфабрикаты, кулинарные, мучные кондитерские и булочные изделия, а также блюда.

Каждый из названных видов продукции также характеризуется разнообразием рецептурных компонентов, особенностями технологий из производства, что, несомненно, находит отражение в его качестве.

С категорией качества продукции тесно связаны интересы как производителя продукции, так и ее потребителя.

Продукция высокого качества пользуется у потребителя повышенным спросом, а это, в свою очередь, стимулирует рост объемов производства, что благоприятно отражается
на результатах финансово-экономической деятельности предприятия.

Под качеством продукции вообще понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Техникоэкономическое понятие «качество продукции» в отличие от философской категории «качество» охватывает только те свойства продукции,
которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных
общественных и личных потребностей в соответствии с ее назначением.

Продукция в данном случае рассматривается как материальный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.

Исходя из сказанного и учитывая широкое разнообразие и назначение продукции общественного питания стандарт в определении понятия «качество продукции общественного питания» охватывает все ее многообразные свойства удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением.

Согласно этому определению, под качеством продукции общественного питания понимаются свойства продукции, обусловливающие ее пригодность к дальнейшей обработке и/или употреблению в пищу, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств.

Совокупность свойств, характеризующих качество продукции общественного питания, будет разной в зависимости от вида продукции.

Для полуфабрикатов эта совокупность будет иной, чем для кулинарных изделий или блюд, так как полуфабрикат, как правило, требует дополнительной тепловой кулинарной обработки — доведения его до состояния кулинарной готовности.

Свойства продукции, обусловливающие ее пригодность для дальнейшей обработки,
характерны для полуфабрикатов, а также для некоторых кулинарных изделий (мясо отварное, жареное, тушеное крупным куском, тушки птицы вареные и жареные, овощи вареные целиком, каши рассыпчатые и вязкие и др.).

К ним относятся форма, масса, размер, химический состав, физико-химические, структурно-механические, органолептические и микробиологические показатели

Свойство продукции — это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании или потреблении.

Эти свойства относительно продукции общественного питания еще называют технологическими свойствами.

Для оценки качества продукции используют показатели качества.

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания или потребления.

Показатель качества продукции количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности (физиологические, органолептические, физикохимические, структурно-механические).

Номенклатура показателей качества зависит от вида продукции.

Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (процентах, килокалориях, баллах и т. д.), но может быть и безразмерным (комплексный показатель
качества).

При рассмотрении показателя качества следует различать, с одной стороны, его наименование (влажность, кислотность, микробиальная обсемененность и др.), а с другой — его числовое значение, которое может изменяться в зависимости от разных условий
(например, влажность 68 %, кислотность 2,5 град.  Т., энергетическая ценность 180 ккал и т. д.).

Возможность управления качеством
предполагает необходимость и возможность количественной оценки показателей.

Качество продукции общественного питания зависит от качества входящих в ее состав рецептурных компонентов (пищевых продуктов), правильности ведения технологического процесса, соблюдения санитарно-гигиенических требований на всех стадиях ее производства, хранения и реализации.

Важнейшим с позиции потребителя является такой интегральный показатель качества, как кулинарная готовность, под которой понимается совокупность заданных физико-химических, структурномеханических и органолептических показателей качества блюда или изделия, определяющая его пригодность к употреблению в пищу.

Эта совокупность заданных показателей очень широка и разнообразна, но для каждого вида или группы блюд (изделий) она довольно специфична.

С позиции потребителя это в первую очередь органолептические показатели (внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет и др.), которые должны удовлетворять его традиционно сложившимся вкусам и привычкам.

Поскольку блюдо — это, как правило, композиционное объединение нескольких кулинарных изделий (пищевых продуктов), то его качество будет определяться совокупностью заданных показателей качества каждого компонента и, что не менее важно для блюда, сочетаемостью этих компонентов по вкусовым, ароматическим, цветовым и
другим характеристикам.

Качество продукции можно определить как общую совокупность технологических, технических, санитарно-гигиенических и экономических характеристик, посредством которых продукция будет отвечать требованиям потребителя при ее потреблении.

Продукция общественного питания (пища):


• предназначена удовлетворить физиологические потребности организма человека в пищевых веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах) и энергии, а также хорошо усваиваться организмом;

• должна быть пригодной к употреблению, т. е. доведена до состояния кулинарной готовности (для изделий и блюд);

• должна быть безопасной для здоровья потребителей.

Измерение качества продукции предусматривает определение и оценку степени или уровня соответствия продукции этой общей совокупности.

Показатели качества продукции заложены в нормативной (государственные стандарты — ГОСТы и ГОСТ Р, санитарные правила и нормативы — СанПиНы), технической (технические условия — ТУ, технологические инструкции — ТИ, стандарты предприятия — СП) и технологической (Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий,

Сборники мучных кондитерских и булочных изделий, технико-технологические карты — ТТК, технологические карты и др.) документации.

Поскольку продукция общественного питания, как правило, готовится небольшими партиями, а в отдельных случаях и в единичных количествах по заказу потребителей, не менее важными для качества продукции являются показатели стабильности состава и потребительских свойств, обеспечить которые можно только при наличии хорошо
отработанной технологии изделия или блюда, высокого качества исходных пищевых продуктов, высококвалифицированного производственного и обслуживающего персонала, необходимой технической оснащенности современным торгово-технологическим оборудованием, хорошей организации труда на всех стадиях технологического процесса
с соблюдением санитарно-гигиенических нормативов и правил.

Таким образом, качество продукции общественного питания необходимо характеризовать комплексом показателей, отражающих, во-первых, физиологическую значимость продукции, во-вторых, ее кулинарную готовность, и в-третьих, ее безопасность для здоровья потребителей.
Автор:  Елена Челнокова
Показать все статьи


Похожие Статьи

Мастер&повар - кулинарная школа




Вход


Вспомнить пароль Регистрация
x Поделится Email Распечатать